Иоганн Вольфганг Гёте
 VelChel.ru 
Биография
Хронология
Семья
Галерея
Стихотворения
«Западно-восточный диван»
Из периода «Бури и натиска»
Римские элегии
Сонеты
Хронология поэзии
Эпиграммы
Афоризмы и высказывания
«Избирательное сродство»
Статьи
  Ко дню Шекспира
  Введение в «Пропилеи»
  – Винкельман и его время
  … Введение
  … Письма Винкельмана к Берендису
  … Вступление
  … Античное
  … Языческое
  … Дружба
  … Красота
  … Католицизм
  … Открытие греческого искусства
  … Рим
  … Менгс
  … Литературное ремесло
  … Кардинал Альбани
  … Удачи
  … Предпринятые сочинения
  … Философия
  … Поэзия
  … Достижение ясности
  … Позднейшие произведения
  … Папа
  … Характер
  … Общество
  … Чужестранцы
  … Свет
  … Беспокойство
  … Кончина
… Комментарии
  О Лаокооне
  Об индийской и китайской поэзии
  Памяти Байрона
  Об искусстве и древности на землях по Рейну и Майну
  Правила для актеров
  О немецком зодчестве
Новелла
Вильгельм Мейстер
Рейнеке-лис
Разговоры немецких беженцев
Страдания юного Вертера
Фауст
Драматургия
Герман и Доротея
Биография и Мемуары
Об авторе
Ссылки
 
Иоганн Вольфганг Гёте

Статьи » Винкельман и его время » Комментарии

 омментарии

Ќаписано в 1804Ц1805 годах, в 1805 году вышло отдельной книгой. ¬ данном переводе, по сравнению с текстом берлинского издани¤, опущено: посв¤щение просвещенной правительнице јнне-јмалии, герцогине —аксен-¬еймарской, страничка Ђѕредварениеї (Vorrede) и следующий за ним ЂЌабросок истории искусства XVIII столети¤ї, принадлежащий перу √. ћейера и лишь отредактированный √ете.

»оганн »оахим ¬инкельман (1717Ц1768) Ч выдающийс¤ немецкий теоретик и историк искусства; его главный труд Ђ»стори¤ искусства древностиї (1763) заложил основы научного искусствознани¤ и ¤вилс¤ одним из наиболее ¤рких выражений демократического и просветительского понимани¤ искусства. –абота √ете Ч выдающийс¤ образец характеристики одного де¤тел¤ искусства другим. Ќар¤ду с объективной оценкой личности и значени¤ ¬инкельмана сочинение √ете содержит р¤д положений о творчестве и о художественном чувстве, выражающих точку зрени¤ самого √ете.


[1] Ѕерендис »ероним ƒитрих Ч друг и корреспондент ¬инкельмана, сведени¤ о нем сообщаютс¤ дальше в тексте.

[2] Ўтош Ч √енрих ¬ильгельм ћуцель-Ўтош владел дорогой коллекцией гемм и произведений искусства. ѕисьма ¬инкельмана к нему и другим лицам опубликованы в 1781 г.

[3] Еписьма к швейцарцамЕ Ч »меютс¤ в виду Ђѕисьма ¬инкельмана к его друзь¤м в Ўвейцарииї (÷юрих, 1778). Ёти письма адресованы художнику ».-√. 'юссли, поэту и художнику —аломону √есснеру, художникам Ћ. и ѕ. "стери, 'ристиану фон ћихелю.

[4] √раф Ѕюнау (1697Ц1762) Ч германский государственный де¤тель. "пом¤нутое √ете письмо датировано 19 сент¤бр¤ 1754 г.

[5] ƒассдорфское собраниеЧ Ђѕисьма ¬инкельмана к друзь¤мї, изданные  .-¬. ƒассдорфом в 1777Ц1780 гг.

[6] Ео перемене своей религииЕ Ч ¬ 1754 г. ¬инкельман перешел из протестантской веры в католическую.

[7] ЌЄтниц Ч поместье графа Ѕюнау под ƒрезденом.

[8] Carolinum Ч училище дл¤ молодых двор¤н в Ѕрауншвейге.

[9] 'лорида Ч дочь Ќиобеи, "ий¤ Ч дельфийска¤ нимфа (греч. миф.).

[10] Еобъект, может быть, недостойныйЕ Ч »меетс¤ в виду ученик, а затем друг ¬инкельмана 'ридрих ¬ильгельм ѕетер Ћампрехт.

[11] ёпитер(«евс) ќлимпийский Ч несохранивша¤с¤ стату¤ греческого скульптора 'иди¤ из золота и слоновой кости, описанна¤ у ѕавзани¤ в его Ђќписании √рецииї.

[12] Едолгое врем¤ т¤нул л¤мку служени¤ чуждым ему цел¤мЕ Ч √ете имеет в виду службу ¬инкельмана библиотекарем у графа Ѕюнау, что не совсем справедливо, так как в эти годы ¬инкельман усердно изучал теоретические труды и занималс¤ живописью у художника Ёзера, у которого впоследствии училс¤ и молодой √ете.

[13] Ђќ подражании греческим произведени¤м в живописи и скульптуреї Ч первое теоретическое сочинение ¬инкельмана, изданное в 1755 г., в котором было дано определение сущности античного эстетического идеала как Ђблагородной простоты и спокойного величи¤ї.

[14] Ћипперт 'илипп ƒаниэль (1702Ц1785) Ч профессор античного искусства в ƒрезденской академии.

[15] 'агедорн 'ристиан Ћюдвиг (1712Ц1780) Ч автор Ђ–азмышлений о живописиї (1762) и коллекционер.

[16] Ёзер јдам 'редерик (1717Ц1799) Ч художник, друг ¬инкельмана. √ете училс¤ у него в бытность студентом в Ћейпциге.

[17] ƒитрих 'ристиан ¬ильгельм Ёрнст (1712Ц1774) Ч художник, директор ћейсенской фабрики фарфора и профессор ƒрезденской академии.

[18] √ейнекен  арл √енрих (1706Ц1791) Ч директор ƒрезденской галереи.

[19] Ёстеррейх ћатиас (1716Ц1778) Ч директор ƒрезденского кабинета гравюр.

[20] ¬инкельман был теперь в –имеЕ Ч ќн прибыл туда в но¤бре 1755 г.

[21] Еодин из наших друзейЕ Ч »меетс¤ в виду ¬ильгельм фон √умбольдт (1767Ц1835) Ч видный немецкий ученый. ƒалее цитируетс¤ его описание –има.

[22] "ибур Ч город вблизи –има, в современной »талии называетс¤ "иволи; √ораций имел там виллу.

[23] Еобратили –им в полицейский городЕ Ч –им входил в состав ѕапской области, в которой была только гварди¤, охран¤вша¤ резиденцию папы.

[24] —емьдес¤т два кардинала Ч –имский папа избираетс¤ советом (конклавом) всех кардиналов; во врем¤ написани¤ этой работы их было семьдес¤т два.

[25] ћенгс јнтон –афаэль (1728Ц1779) Ч немецкий художник, подготовивший путь классицизму. –аботал придворным живописцем в √ермании, »талии, »спании. ¬инкельман подружилс¤ с ним в –име в 1760Ц1761 гг. и посв¤тил ему свою Ђ»сторию искусства древностиї.

[26] Ђќ вкусе греческих художниковї Ч ¬инкельман не завершил эту работу, как и упоминаемую далее Ч Ђќ стиле скульптур времен 'иди¤ї. —ведени¤ о них имеютс¤ лишь в письмах ¬инкельмана.

[27] Vellejus Paterculus Ч римский историк I в. ¬алерий ѕатеркул, написал Ђ»сторию –има дл¤ консула ћ. ¬иници¤ї.

[28]  винтилиан ћарк 'абий (I в.) Ч автор Ђ¬ведени¤ в ораторское искусствої. ÷итируемый далее текст извлечен из главы 10 книги 12 этого сочинени¤.

[29] ѕолигнот Ч древнегреческий живописец V в. до н. э.

[30] јглаофон Ч отец ѕолигнота и его учитель в живописи.

[31] јпеллес Ч ѕрославленный древнегреческий художник, жил (как и перечисленные выше «евксис, ѕаррасий и др.) в IV в. до н. э. был близок ко двору јлександра ћакедонского.

[32] ≈вфранорий (ок. 360 г. до н. э.) Ч художник и скульптор. Ќиже перечисл¤ютс¤ известные древнегреческие скульпторы V в. до н. э.

[33] Ћисипп, ѕракситель и [34] ƒеметрий Ч скульпторы IV в. до н. э.

[35]  ардинал ѕассионеи (1682Ц1761) Ч владел богатейшей библиотекой такого же рода, как и Ѕюнау; жив¤ в –име, ¬инкельман пользовалс¤ этой библиотекой.

[36] ƒжиакомелли Ч секретарь римского папы  лемента XIII, отличавшийс¤ большой ученостью.

[37] Ѕалдани Ч чтец кардинала јльбани (см. ниже), коллекционер.

[38]  ардинал јльбани (1692Ц1779) Ч плем¤нник папы  лемента XI, библиотекарь ¬атикана, коллекционер и знаток древнего искусства.

[39] Via Sacra Ч —в¤щенна¤ дорога, по которой римл¤не совершали торжественные шестви¤; проходила между 'орумом и  олизеем.

[40] 'орум Ч площадь народных собраний в –име.

[41] ѕалатин Ч первый из семи холмов –има, который был застроен, местонахождение дворцов; как и остальные части древнего –има, ко времени ¬инкельмана и √ете ѕалатин представл¤л собой развалины.

[42] ¬илла јдриана Ч загородный дворец римского императора јдриана (76Ц138) в "ибуре ("иволи); был расположен на обширной территории и окружен многочисленными здани¤ми.

[43] Ёлизиум Ч в греческой мифологии место упокоени¤ героев, загробный мир.

[44] Еиз геркуланумских и помпейских находокЕ Ч √еркуланум и ѕомпе¤ Ч города у подножи¤ вулкана ¬езуви¤ Ч были в 79 г. уничтожены извержением лавы. –аскопки, начатые в XVIII в., открыли большое количество пам¤тников архитектуры, скульптуры и живописи.

[45] Еогромного досто¤ни¤ Ўтоша Ч Ѕарон 'илипп фон Ўтош (1691Ц1757) собрал коллекцию, содержавшую 3000 резных камней и 28 000 оттисков. ≈го наследник √.-¬. ћуцель-Ўтош решил (см. выше) продать коллекцию, в св¤зи с чем ¬инкельман составил ее каталог. ¬ 1764 г. коллекци¤ была приобретена 'ридрихом II ѕрусским.

[46]  рист »оганн 'ридрих (1701Ц1756) Ч профессор истории и поэзии в Ћейпцигском университете, один из первых знатоков археологии в √ермании.

[47]  ант »ммануил (1724Ц1804) Ч великий немецкий философ, основатель Ђкритической философииї. √ете стал знакомитьс¤ с его сочинени¤ми после возвращени¤ из »талии, главным образом по совету '. Ўиллера. ¬ беседе с Ёккерманом √ете сказал о  анте: Ђќн Ч тот, кто создал наиболее действенное по своим результатам учение, и он глубже всех проник в немецкую культуруї (11 апрел¤ 1827 г.).

[48] Ћютеровские песнопени¤ Ч гимны, сочиненные ћартином Ћютером дл¤ протестантского богослужени¤.

[49] ЂMonumenti ineditiї Ч сокращенное название труда ¬инкельмана ЂЌеизвестные пам¤тники античности, объ¤сненные и обрисованные ». ¬инкельманомї (1767).

[50] ѕапа Ѕенедикт XIV Ћамбертини Ч прин¤л ¬инкельмана, но должности ему предоставил следующий папа Ч  лемент XIII, давший ему звание ѕрезидента римских древностей и назначивший его немецким секретарем ¬атикана.

[51] ѕочести, которыми его окружали ученые общества и академииЕ Ч ¬инкельман был членом италь¤нских јкадемии св. Ћуки (јкадеми¤ художников), Ётрусской академии в  ортоне, лондонского ќбщества древностей, в √ермании Ч  оролевского общества наук в √еттингене,  оролевской академии свободных искусств в југсбурге.

[52] Емысль представитьс¤ великому королюЕ Ч –ечь идет о 'ридрихе II ѕрусском. √ете с юных лет был склонен преувеличивать значение этого корол¤ дл¤ немецкой культуры.

[53] √ерцог Ѕрауншвейгский  арл-√еорг-јвгуст Ч отец кн¤гини јнны-јмалии —аксен-¬еймарской, которой был посв¤щен этюд о ¬инкельмане.

[54] ћинистр фон ћюнхгаузен Ч основал в 1737 г. университет в √еттингене и јкадемию наук, членом которой был избран ¬инкельман.

[55]  иммерийские врата Ч ѕо √омеру, киммерийцы жили на краю света, в мрачной стране без солнца (Ђќдиссе¤ї, 11, 14 и сл.). √ете противопоставл¤ет солнечную »талию туманной √ермании.

ј. јникст
Алфавитный указатель: А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я   #   

 
 
Copyright © 2022 Великие Люди   -   Иоганн Вольфганг Гёте