(Баллада) |
|
|
Юноша
Куда, ручей, бежишь, спешишь, Несешься? Проворный, радостный, журчишь, Смеешься? Зачем ты рыщешь по лугам? Скажи мне, что ты ищешь там?
Ручей
Ручьем я вольным был, бежал По свету, Но человек меня поймал — И нету Мне воли с этих пор своей: Теперь я мельничный ручей.
Юноша
Счастливец, к мельнице стремглав Ты скачешь,— Свою свободу потеряв, Не плачешь: Не льешь слез горьких в три ручья О дочке мельника, как я!
Ручей
Спешу я повстречать ее С зарею: Придет умыть лицо свое Водою. Увижу грудь ее — беда! Вскипит ключом во мне вода!
Юноша
Ах, если и вода ручья Вскипает От страсти, как же кровь моя Пылает! Навек покой свой потерял, Кто дочку мельника узнал!
|
|
Ручей
Прильнув к нагим ее ногам Блаженно, Безумным становлюсь я сам Мгновенно,— Тогда на колесо вскочу — И с громом мельницу верчу!
Юноша
Бедняга, так и ты узнал Страданье И не напрасно убегал В изгнанье! «Постранствуй!» — вот ее совет. Но без любви нам тесен свет.
Ручей
С тоскою расстаюсь я с ней Всечасно, Струя потоки из очей Напрасно, О, счастье, если бы я мог Лежать всегда у милых ног!
Юноша
Товарищ мук моих, моих Несчастий, Прощай, поведай ей о них, О страсти, Палящей сердце мне огнем, Пока надежда зреет в нем!
|
1797
Комментарии
Баллады. Новый цикл баллад создавался Гете в пору творческой дружбы с Шиллером. В них получил воплощение стиль «веймарского классицизма». Сочетание лирического, эпического и драматического начала делает такую балладу очень емким жанром поэзии. В основном баллады Гете этого периода делятся на два типа. К одному принадлежат стихотворения, представляющие собой песенный диалог, — «Паж и дочка мельника», «Юноша и мельничный ручей» и др. Второй тип — рассказ о таинственном и фантастическом происшествии, призванный вызвать у читателя раздумья о сущности жизни и ее противоречиях. Таковы «Коринфская невеста», «Бог и баядера» и подобные им. Эти произведения сложны и многозначны по смыслу.
|
|