Брама, мудрый и всесильный, Прародитель всех живущих, Разве ты, жизнеобильный, Лишь браминов всемогущих Одарил блаженством многим, Лишь раджей да магараджей, Или обезьянам так же, Как и нам, дал свет, убогим?
Ни родства у нас, ни права, Ибо — в скверне от рожденья; То, что для других отрава, Нам от смерти избавленье. Мы презренны, нищи, немы. Но тебе ль с высот надзвездных Презирать наиничтожных, Для кого ничтожны все мы?
Так услышь господним слухом Сына в простоте сердечной Или дай хотя бы духом Приобщиться к правде вечной. Ты ведь и живущим в блуде Баядерам дал богиню, Вот и мы взываем ныне О твоем прослышать чуде.
1823
Комментарии
Пария — По определению Гете, это произведение — «подражание одной индийской легенде… Здесь мы находим парию, который свое положение не считает безнадежным, он обращается к богу богов и требует посредника, который и появляется, правда, довольно странным способом. Отныне каста эта, не допускавшаяся ни к какой святыне, ни к какому храму, приобрела собственное божество, в котором высшее начало, будучи привито низшему, выступает в образе некоего третьего, странного существа». Маленькая поэма «Пария» представляет собой трилогию: два песнопения парии обрамляют основную легенду, и, таким образом, два чисто лирических произведения служат рамкой для повествовательной части, по типу смыкающейся с жанром баллады. В аллегорической форме «Пария» трактует социальную проблему — судьбу обездоленных; в соответствии с взглядами Гете решение имеет характер нравственно-этический.
|