|
Стоял я в строгом склепе, созерцая, Как черепа разложены в порядке, Мне старина припомнилась седая.
Здесь кости тех, кто насмерть бились в схватке, Забыв вражду, смирившись поневоле, Лежат крестом. О кости плеч, лопатки
Могучие! Никто не спросит боле, Что вы несли; оторван член от члена, Нет связи жизни, деятельной воли.
Вы врозь лежите, руки и колена. Вам мира нет: вы вырваны в сиянье Земного дня из гробового плена.
Нет в скорлупе сухой очарованья, Где благородное зерно скрывалось. Но мной, адептом, прочтено Писанье,
Чей смысл святой не всем раскрыть случалось Когда средь мертвого оцепененья Бесценное творенье мне досталось,
|
|
Чтоб в холоде и тесном царстве тленья Я был согрет дыханием свободы И жизни ключ взыграл из разрушенья.
Как я пленялся формою природы, Где мысли след божественной оставлен! Я видел моря мчащиеся воды,
В чьих струях ряд все высших видов явлен. Святой сосуд, — оракула реченья! — Я ль заслужил, чтоб ты был мне доставлен?
Сокровище украв из заточенья Могильного, я обращусь, ликуя, Туда, где свет, свобода и движенье.
Того из всех счастливым назову я, Пред кем природа-бог разоблачает, Как, плавя прах и в дух преобразуя, Она созданье духа сохраняет.
|
1826
Комментарии
Продолжая следовать философии Спинозы, Гете отождествляет понятие божества с природой, личностного бога для него не существует. Природа есть сама по себе вечно творящая сила, которую человек, составляющий часть ее, должен стремиться постичь. Эти исходные положения развиваются в данном цикле стихотворений.
|
|